НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

23 июля, 2014 | Сергей ШАРОНОВ

Казаки – охранники? (11621)

В настоящее время на улицах многих российских городов можно встретить людей, одетых в казачью форму одежды и совершающих действия, внешне напоминающие функции охранника. Возникает закономерный вопрос: кто эти люди – казаки или охранники? От ответа на этот вопрос во многом зависит повседневное поведение наших граждан: подчиниться воле члена некоммерческой организации (именно таким правовым положением обладают казачьи общества) – казаку или же выполнить законные требования охранника, обусловленные соответствующими правовыми нормами[1].

Рассмотрим ответ на поставленный вопрос в контексте соотношения правового содержания охранной деятельности и деятельности муниципальных казачьих дружин. Такой подход обусловлен тем, что и охранники, и казаки действуют не как самостоятельные субъекты права, а как работники охранных организаций или как члены вышеназванных дружин, наделенные соответствующими правомочиями.

В начале публикации обратим внимание на актуальность темы, а также на методологию проводимого исследования.

В настоящее время становится очевидным, что федеральные и региональные органы государственной власти не способны в одиночку справиться с возросшими угрозами безопасности жизни и здоровья граждан, имуществу физических и юридических лиц, общественному порядку. В связи с этим к обеспечению состояния защищенности перечисленных объектов привлекаются не только охранные организации, но и иные субъекты, например муниципальные казачьи дружины. Так, после террористических актов в городе-герое Волгограде 29-30 декабря 2013г. губернатором Волгоградской области – председателем региональной Антитеррористической комиссии было принято решение о привлечение казачьих дружин к обеспечению безопасности в «местах массового скопления людей»[2].

Однако возникает вопрос о правовом содержании деятельности этих дружин: является ли она разновидностью предпринимательства, в том числе разновидностью охранной деятельности, или же представляет собой публичную функцию по обеспечению безопасности? Например, одни исследователи считают, что необходимо решить вопрос о правовых основах деятельности казаков, поскольку в настоящее время не ясно, чем является эта деятельность: новым самостоятельным видом государственной и муниципальной службы[3], разновидностью предпринимательства или видом иной экономической деятельности? Другие считают, что «добровольные народные дружины, казачьи отряды» предназначены для оказания посильной помощи органам правопорядка[4].

В вышеназванном контексте проводимое соотношение приобретает не только правовую, но и социально-экономическую значимость.

В начале проведения сравнительного анализа необходимо установить значение термина «соотношение». Для этого воспользуемся методами, предложенными знаменитым русским юристом Е.В.Васьковским, полагающим, что первой стадией является словесное толкование, «имеющее задачей определить содержание нормы на основании смысла слов, из которых она состоит»[5]. В словаре С.И.Ожегова слово «соотношение» означает «взаимную связь между чем-нибудь»[6].

В настоящей статье эта связь проявляется в единстве и различиях сравниваемых видов деятельности, что в свою очередь является и методологией проводимого исследования.

В то же время обратим внимание на то, что не будет являться предметом анализа деятельность войсковых казачьих обществ, внесенных в соответствующий государственный реестр, выступающих учредителями частных охранных организаций[7], поскольку это является разновидностью частной охранной деятельности. В таком случае члены общества – казаки в полной мере обладают правовым статусом частного охранника.

Наряду с вышеуказанной методологией в качестве источника правового регулирования деятельности казачьих дружин будет использоваться один из актов исполнительной власти Волгоградской области[8].

Рассмотрим подробнее каждый из указанных элементов соотношения.

Сходство рассматриваемых видов деятельности заключается в двух аспектах. Во-первых, в наличии идентичной общей цели – обеспечение состояния защищенности жизни и здоровья граждан, имущества, порядка при проведении массовых мероприятий и обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов. Во-вторых, это взаимодействие с правоохранительными и иными органами в процессе достижения вышеуказанной цели. При этом такое взаимодействие является одним из принципов осуществления охранной деятельности. В-третьих, и охранная деятельность, и деятельность муниципальных казачьих дружин способствуют реализации местным самоуправлением своих конституционных прав в области охраны муниципального имущества и обеспечения муниципального общественного порядка[9].

Вместе с тем в рассматриваемом соотношении различий проявляется все же больше.

Первое различие обусловлено правовым статусом субъектов, осуществляющих исследуемые виды деятельности.

Первое различие проявляется в правовом статусе субъектов, непосредственно обеспечивающих состояние защищенности материальных и нематериальных благ, поведения людей. Так, в охранной деятельности таковыми являются охранные организации, обладающие статусом коммерческой организации, специально учрежденные для выполнения охранных работ (услуг), имеющие соответствующую лицензию. Будучи субъектами предпринимательской деятельности, эти организации осуществляют ее самостоятельно и наряду с обеспечением состояния защищенности охраняемых объектов преследуют и другую цель – извлечение прибыли.

В свою очередь муниципальная казачья дружина: 1) является составной частью казачьего общества и в связи с этим обладает правовым положением обособленного подразделения[10]; 2) не является юридическим лицом[11]; 3) осуществляет свою деятельность не самостоятельно, а во взаимодействии с правоохранительными органами, органами власти и иными организациями[12]; 4) не имеет лицензии на осуществление уставных целей деятельности; 5) наряду со своим уставом осуществляет деятельность и в соответствии с уставом казачьего общества[13].

Прекращение деятельности охранной организации, наряду с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), может осуществляться и в административном порядке, например в случае аннулирования лицензии на выполнение охранных работ (услуг).

В свою очередь дружина прекращает свою деятельность в случае ликвидации казачьего общества на основании и в порядке, предусмотренном ГК РФ и Федеральным законом РФ от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях).

Второе различие проявляется в источниках правового регулирования. При этом заметим, что правовой основой и охранной деятельности, и деятельности муниципальных казачьих организаций является Конституция РФ. Однако Основной закон государства является универсальной правовой базой для всех без исключения видов деятельности и в контексте исследуемого различия не рассматривается.

Главным источником правового регулирования охранной деятельности выступает гражданское законодательство, состоящее из ГК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов[14]. В контексте широкого понимания гражданского законодательства наряду с указанными актами в него входят акты Правительства РФ и акты федеральных органов исполнительной власти. Однако в любом случае нормативные правовые акты, регулирующие отношения охранной деятельности, обладают юридической силой акта федерального уровня.

Источниками правового регулирования деятельности дружины являются: федеральные законы[15], подзаконные акты[16], законы[17] и нормативные правовые акты государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления[18].

Таким образом, источники правового регулирования отношений муниципальных дружин выходят за пределы нормативных правовых актов федерального уровня, поскольку включают в себя акты субъектов РФ и местного самоуправления. Кроме того, деятельность казачьего общества, подразделением которого являются дружины, регулируется Законом о некоммерческих организациях, который не является источником правового регулирования для охранных организаций.

Третье различие проявляется в приемах и средствах достижения уставной цели, а также в предмете деятельности.

Так, средством достижения целей охранной деятельности выступают охранные работы (услуги), а предметом деятельности – их виды, предусмотренные законом и соответствующей лицензией. Например, согласно ст.3 Закона РФ от 11 марта 1992г. №2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о частной охране) лицензируемым видом являются охранные работы «по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны», а услугами – «защита жизни и здоровья граждан», «охрана имущества» и другие виды. При этом выполнение охранных работ и оказание охранных услуг может быть ограничено законом. Так, согласно ст.11 Закона о частной охране деятельность частных охранных организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране. Деятельность организаций ведомственной охраны не распространяется на объекты, находящиеся не в государственной собственности и не входящие в соответствующий перечень[19].

Основными направлениями деятельности муниципальной казачьей дружины являются: 1) участие в охране общественного порядка; 2) охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности; 3) участие в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим; 4) участие в охране лесов от пожаров; 5) участие в егерской, природоохранной и экологической службе, а также в осуществлении контроля использования и охраны земель; 6) другие направления деятельности[20]. Таким образом, уставная деятельность дружин по своему объему является более широкой и охватывает виды услуг, не входящие в виды работ (услуг) охранной деятельности.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что деятельность казачьих дружин по охране и сопровождению грузов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может осуществляться только совместно и (или) под руководством органов внутренних дел и иных заинтересованных органов власти. Следовательно, в отличие от охранных организаций дружины не являются самостоятельным субъектом оказания названных видов охранных услуг, что подтверждается и материалами судебной практики[21].

Четвертое различие носит социально-трудовой характер. Его суть заключается в особенностях правового положения лиц, непосредственно выполняющих охранные работы (услуги) и реализующих основные направления деятельности дружины.

Так, в охранной деятельности ими являются работники охранной организации – охранники. Их правовой статус наряду с трудовым законодательством устанавливается и соответствующими «охранными» законами[22]. Например, частным охранником является «гражданин России, достигший возраста 18 лет, прошедший специальное профессиональное обучение, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией» (ст.1.1 Закона о частной охране).

В муниципальную казачью дружину принимаются граждане, достигшие возраста 18 лет, обладающие соответствующими деловыми и моральными качествами, а также способные по состоянию здоровья выполнять уставные задачи[23]. Однако трудовые отношения с таким работником могут возникнуть лишь в том случае, если заявление члена казачьего общества будет согласовано с соответствующим атаманом и руководителем органа внутренних дел муниципального образования. При этом прием на работу в отличие от приема на работу охранника, который осуществляется непосредственно работодателем (руководителем охранной организации), происходит не руководителем дружины, а приказом атамана казачьего общества. Различными являются и основания расторжения трудового договора. Так, договор с членом дружины может быть расторгнут не только по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, но и по инициативе атамана казачьего общества или командира дружины.

Различным являются и трудовые функции охранника и члена дружины. Например, среди функций охранника предусмотрена проверка соответствующих пропусков, осмотр имущества, а также транспортных средств при их въезде и выезде с охраняемых объектов и другие[24].

Трудовая функция члена дружины в большей степени имеет несамостоятельный характер, поскольку заключается в оказании помощи сотрудникам правоохранительных органов в охране общественного порядка, предупреждении детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охране и защите памятников истории и культуры, а также другие подобные действия[25].

Пятое отличие основано на правовой природе договора, как юридического факта возникновения соответствующих видов деятельности.

Так, охранная деятельность возникает на основании договора охраны, представляющего собой разновидность договора подряда, договора возмездного оказания услуг или смешанного договора. При этом стороной договора, выполняющей охранные работы (услуги), является исполнитель (охранная организация), а стороной, заказывающей работы (услуги), – заказчик (физические или юридические лица).

Дружина осуществляет свою деятельность в соответствии с договором об организации несения государственной или иной службы членами казачьего общества. Этот договор заключается между казачьим обществом и главой муниципального района (городского округа). Кроме того, стороной договора также могут являться организации всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории муниципального района (городского округа).

Резюмируя сказанное о соотношении охранной деятельности и деятельности муниципальных казачьих дружин, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, казак – член муниципальной казачьей дружины не является охранником, поскольку не обладает его правовым статусом, установленным законом. Это является ответом на вынесенный в название статьи вопрос.

Во-вторых, соотношение охранной деятельности и деятельности муниципальных казачьих дружин заключается в наличии у них сходства и различий. При этом охранная деятельность является разновидностью предпринимательства, а дружин – деятельностью некоммерческих организаций.

В-третьих, различия проявляются в средствах достижения цели, в характере деятельности, в трудовых отношениях охранников и членов казачьих дружин, в договорном регулировании, в объектах, подлежащих защите.

Установленное соотношение необходимо для выбора наиболее эффективного средства в целях достижения состояния защищенности жизни и здоровья граждан, охраны имущества физических и юридических лиц, обеспечения порядка, в том числе пропускного и внутриобъектового режимов. В зависимости от характера противоправных посягательств на указанные объекты этими средствами с учетом установленного соотношения могут выступать как охранная деятельность, так и деятельность муниципальных казачьих дружин.

Шаронов Сергей Александрович - доцент кафедры гражданского права Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент



[1] См., например: О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон Рос. Федерации от 11 марта 1992г. №2487-I // Ведомости Съезда нар. депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. 1992. 23 апреля. №17. Ст.12.1 и др.

[2] Губернатор Волгоградской области — о мерах, принимаемых властью в связи с терактами // Известия. 2013. 30 декабря: URL: http://izvestia.ru/news/563491.

[3] Соловьев Д.Н. Возрождение казачества и статус казаков // Военно-юридический журнал. 2011, №5. - С.6-10.

[4] Каширина О.Н. Некоторые аспекты правового статуса субъектов ранней профилактики преступности в законодательстве России // Общество и право. 2011, №3. - С.223 - 228.

[5] Васьковский Е.В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов. - М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002. - С.98.

[6] Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Рус. яз., 1989. - С.746.

[7] См. подробнее: Об утверждении Правил предоставления права учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной: Пост. Правительства Рос. Федерации от 24 февраля 2010г. №82 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2010. №9. Ст.972.

[8] Об утверждении Типового положения о муниципальной казачьей дружине: Постановление главы Администрации Волгоградской области от 5 июня 2008г. №692 // Волгоградская правда, 2008. №102. 11 июня.

[9] См. подробнее: Шаронов С.А. Охранная деятельность как средство реализации конституционных прав местного самоуправления в сфере охраны имущества и общественного порядка: гражданско-правовой аспект // Современное право. 2013, №12. - С.71-75.

[10] См.: Об утверждении Типового положения о муниципальной казачьей дружине: Постановление главы Администрации Волгоградской области от 5 июня 2008г. №692 // Волгоградская правда. 2008, №102. 11 июня. Ст.1.1.

[11] Там же. Ст.1.5.

[12] Там же. Ст.1.4.

[13] Там же. Ст.1.2.

[14] См. подробнее: Шаронов С.А. Нормативный правовой акт, регулирующий отношения охранной деятельности: понятия и методология классификации // Современное право. 2013, №5. - С.45-49; Шаронов С.А. Кодифицированные акты как источник правового регулирования охранной деятельности в Российской Федерации // Современное право. 2013, №6. - С.96-100.

[15] См., например: О государственной службе российского казачества: Федер. Закон Рос. Федерации от 5 декабря 2005г. №154-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2005. №50. Ст.5245.

[16] См., например: Об утверждении Типового договора о несении государственной и иной службы членами казачьих обществ: Указ Президента Рос. Федерации от 13 июня 1996г. №882 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 1996. №25. Ст.3003.

[17] См., например: О муниципальных казачьих дружинах в Воронежской области: Закон Воронежской области от 24 января 2011г. №8-ОЗ // Молодой коммунар. 2011, №8. 27 января.

[18] О муниципальной казачьей дружине городского Камышинского казачьего общества «Станица Дмитриевская»: Решение Камышинской городской Думы Волгоградской обл. от 24 сентября 2009г. №42 // Диалог. 2009, №212. 29 сентября.

[19] См., например: О дополнении перечня объектов, подлежащих государственной охране: утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 14 марта 1997г. №299 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 1997. №12. Ст.1436.

[20] См., например: Об утверждении Типового положения о муниципальной казачьей дружине: Пост. главы Администрации Волгоградской области от 5 июня 2008г. №692 // Волгоградская правда. 2008. №102. 11 июня.

[21] Об оставлении без изменения решения Ростовского областного суда от 11 ноября 2011г., которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Закона Ростовской области от 29 сентября 1999г. №47-ЗС «О казачьих дружинах в Ростовской области»: Определение Верховного суда РФ от 1 февраля 2012г. №41-Г12-1 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

[22] См., например: О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон Рос. Федерации от 11 марта 1992г. №2487-I // Ведомости Съезда нар. депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. 1992. 23 апреля. №17.

[23] См., например: Собр. Законодательства Рос. Федерации. 1996. №25. Ст.3003. Ст.3.1.

[24] О внесении изменения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1: Приказ Минздравсоцразвития Рос. Федерации от 17 апреля 2009г. №199 // Бюллетень трудового и социального законодательства Рос. Федерации. 2009, №5.

[25] См., например: Собр. Законодательства Рос. Федерации. 1996. №25. Ст.3003. Ст.4.1-4.5.


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Методические указания
24 марта, 2014 | Сергей ШАРОНОВ
Методические указания | Инкассация денежных средств: вид частной охранной деятельности или банковская операция? (Начало) Инкассация денежных средств: вид частной охранной деятельности или банковская операция? (Начало) (9015)
Различия основных правовых свойств инкассации и частной охранной деятельности в недостаточной степени исследованы наукой гражданского права. Это приводит к противоречиям в правоприменительной практике, когда арбитражные суды различных инстанци ...
 
 
Книжная полка
10 июня, 2014 | Сергей ШАРОНОВ
Книжная полка | Конституция России и иные правовые акты об основных свойствах категории «охрана» как основании возникновения охранной деятельности (начало) Конституция России и иные правовые акты об основных свойствах категории «охрана» как основании возникновения охранной деятельности (начало) (7571)

Категория «охрана» применяется для характеристики правомочий государства и его органов (гл.3 Конституции РФ). Так, охрана окружающей среды, памятников истории и культуры, особых природных территорий является прерогативой Росс ...

 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 



Поздравляем Константина Малофеева с заслуженной наградой!
Москва - "Ветеранские вести". Святе ...

На полигонах в Псковской и Тамбовской областях завершились сборы по воздушно-десантной подготовке ...
Генпрокуратура завела 2 тысячи административных дел после проверок ТЦ
По итогам проверки соблюден ...
В России утверждена программа «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2018-2026 годы». Соответс ...
Законодатели не исключают волны нападений подростков на учебные заведения в годовщину массовой резни ...
В здании МГРО Партии продолжается работа дискуссионных площадок «Единая Россия. Направление 2026», г ...
В этот солнечный воскресный день "ОПОРА НАЦИИ"и ООПН "Безопасная столица" посетили с программой по с ...
...поговорил с МИА «Россия сегодня» про тему популяризации и распространения подросткового насилия в ...

С 16 по 19 апреля в Калининграде проходил форум «Формула согласия» по профилактике экстремизма в ...
В рамках деятельности рабочих групп по труду и работе с ветеранами будем активно заниматься вопросам ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100